Начало / Правовая информация / Государственные юридические бюро в системе антикоррупционной деятельности

Государственные юридические бюро в системе антикоррупционной деятельности

В настоящее время коррупция в России, являясь системой общественных отношений, превратилась во всеобъемлющую угрозу национальным интересам и безопасности страны. Поэтому искоренение коррупции является сегодня для Российской Федерации проблемой номер один. Повсеместно делается большое количество заявлений о необходимости борьбы с коррупцией, которые в большинстве случаев носят исключительно декларативный характер и не приводят к результативным действиям.

 

Во многом это обусловлено тем, что до недавнего времени никто - ни государственная власть, ни общество - по существу не выступали с конкретными, комплексными и конструктивными предложениями по формированию стратегии борьбы с коррупцией. В стране не предпринимались серьезные попытки обобщения мирового опыта борьбы с коррупцией, не изучались гражданские инициативы по этой проблеме.

 

Борьба с коррупцией нерезультативна и потому, что в России отсутствует взаимодействие в антикоррупционной деятельности между исполнительными, законодательными и судебными органами госвласти и институтами гражданского общества.

 

Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества, взяткоемости законодательства. В связи с этим процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формирования сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

 

Данный процесс должен начаться с исполнения законов. Беззаконие власти - это неисполнение государственной властью своих обязанностей. Беззаконие лишает главный субъект рыночных отношений - малый и средний бизнес - возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность - главную движущую силу гражданского общества - возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, позволяет работать конкуренции, внедрять инновации и наукоемкие технологии. В итоге соблюдение законов создаст благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, формирования сильного среднего класса, эффективного государства, конкурентоспособной страны. Чтобы государственная власть добросовестно исполняла законы, общество должно ее постоянно контролировать. Гражданское общество должно осуществлять пристрастный аудит расходования средств налогоплательщиков, работы судов, правоохранительных органов по соблюдению прав и свобод человека. Важнейшим условием такого контроля является информационная прозрачность органов власти.   

 

В.В. Путин подошел вплотную к такому важному этапу в деятельности главы государства, как борьба с коррупцией. Однако в силу ряда причин, несмотря на некоторые успехи в этом аспекте, решить данную проблему ему не удалось. Эту проблему новый Президент России Д.А. Медведев и поставил во главу угла своей деятельности, подчеркнув, что для становления России цивилизованным государством она должна прежде всего стать государством правовым. А правовое государство, как известно, базируется на развитом гражданском обществе.

 

Коррупция, гражданское общество и правовое государство как государственно-правовые явления тесно связаны и взаимообусловлены, т.е. их генезис, существование, функционирование и развитие зависят напрямую от состояния каждого из них. 

 

Коррупция - это совокупность неписаных правил поведения и особой круговой поруки чиновников. К сожалению, коррупция в России проникла во все сферы общественной жизни. В свое время Карл Маркс весьма четко выразил сущность бюрократии, подчеркнув, что она рассматривает государство как свою частную собственность.

 

Суть этой проблемы состоит в том, что бюрократия как была, так и остается единственным правящим классом России. По степени закрытости, отдаленности от народа современный бюрократический аппарат превзошел своих предшественников. Это всесильный, замкнутый круг, действующий по законам иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества. В конце концов, эта власть, если с ней не бороться цивилизованно, превращается в самодовлеющую организацию, ставящую во главу угла лишь собственные интересы, игнорируя общественные.

 

Бюрократия не делится и не собирается делиться своей властью ни с кем, за исключением владетельного класса. Административная рента, т.е. доходы чиновников, получаемые ими сверх официальных зарплат (а значит нелегально и противозаконно), огромна по объемам своим, порядка нескольких десятков миллиардов долларов в год. По заключению экспертов, объем коррупционного рынка составляет 240 - 316 млрд. долларов, а средний размер взятки чиновникам вырос с 10 до 130 тыс. долларов[1]. Однако положение дел ухудшается, несмотря на то что некоторых чиновников привлекают к уголовной ответственности. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90% коррумпировано[2]. На заседании координационного Совета правоохранительных органов РФ 20 декабря 2007 г. в Ростове-на-Дону заместитель Генпрокурора РФ И. Сыдорук вынужден был констатировать, что "все органы государственной власти пронизаны коррупцией"[3].

 

Борьба с коррупцией ведется в России почти 20 лет. С 1991 г. принят ряд подзаконных нормативных правовых актов (прежде всего Указов Президента России). В 1997 г. Президент РФ в третий раз отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации проект Федерального закона "О борьбе с коррупцией". В 2001 и 2002 гг. проекты Законов "О борьбе с коррупцией" и "О противодействии коррупции" дальше первого чтения в Государственной Думе ФС РФ развития не получили. В 2003 г. был создан Национальный антикоррупционный комитет. В 2006 г. Государственная Дума ФС РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

 

За последние годы наказанию подверглись "оборотни в погонах" из силовых структур, прежде всего из системы МВД России. В 2007 г. было выявлено 11 616 случаев взяточничества, за 2 месяца 2008 г. - 3000 случаев. Однако это только "вершина айсберга". Не было ни соответствующего законодательства по борьбе с коррупцией, ни настоящей борьбы с ней. Она и сейчас носит фрагментарный (по выражению Д.А. Медведева, "точечные удары"), несистемный характер. Это вынужден был признать В.В. Путин: "Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию".

 

Судя по последним данным, руководство страны - Президент РФ Д.А. Медведев и глава Правительства РФ В.В. Путин намерены вплотную решить в правовом плане такие вопросы, как сокращение контрольных полномочий проверяющих органов, заменить разрешительные процедуры при открытии бизнеса на уведомительные, резко уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации . Первые шаги в этом аспекте уже делаются Президентом РФ Д.А. Медведевым, созданы определенные структуры по борьбе с коррупцией.

 

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.

 

Важным шагом в развитии антикоррупционной деятельности является разработка "Национального плана противодействия коррупции" утвержденного  Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568.

 

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определил основные понятии и определил принципы противодействия коррупции.

 

В ст. 1 указанного Федерального закона определено понятие коррупции, из которой следует, что коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение выше указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

К основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации  ст. 3 указанного закона относит:

1)  признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4)  неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6)  приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 

Остановим свое внимание на 1 и 2 пунктах ст. 3.

 

Как указывалось выше формирование гражданского общества невозможно без признания и защиты основных прав человека и соблюдения законности всеми участниками гражданского общества.

 

Большое значение в исполнении  указанных принципов имеет информированность и юридическая грамотность населения.

 

Должное внимание этому обстоятельству уделено в Национальном плане противодействия коррупции, в который как элемент антикоррупционной деятельности включен вопрос о расширении сети государственных юридических бюро для оказания бесплатной юридической помощи слабо защищенным слоям населения.

 

В п/п 1 п.1 Плана Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть разработку и финансирование мероприятий по расширению сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также по методическому обеспечению их деятельности органами юстиции Российской Федерации.

 

С введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам"  у малоимущих граждан Российской Федерации появилась еще одна возможность реализовать свое конституционное право на получение юридической помощи бесплатно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 534 впервые в нашей стране была создана сеть государственных юридических бюро (далее - госюрбюро) в десяти субъектах России. Согласно п. 1 Положения об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам (далее - Положение) основной целью создания госюрбюро стала выработка оптимального механизма предоставления квалифицированной юридической помощи гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Идея создания государственной системы оказания юридической помощи малоимущим бесплатно не нова, например, в Финляндии такая система достаточно успешно и прогрессивно функционирует с 1973 г. В одном из своих интервью Юрий Чайка (бывший Министр юстиции Российской Федерации) справедливо заметил, что опыт эффективной работы государственных юридических бюро имеют многие страны.

 

Согласно нормам Постановления Правительства РФ N 534 госюрбюро предоставляют квалифицированную юридическую помощь гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Важно отметить, что из смысла Постановления Правительства РФ N 534 потенциальным получателем юридической помощи может стать любой малоимущий гражданин России по любым вопросам в гражданско-правовой сфере. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации N 676 "О продлении на 2007 г. срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам"  в Положение об оказании юридической помощи малоимущим гражданам были внесены изменения. В силу данных изменений вне зависимости от уровня дохода помощь оказывается инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости.

 

Работники госюрбюро   назначаются на должность и освобождаются от должности начальником госюрбюро. Единственным требованием, предъявляемым к потенциальным работникам госюрбюро, является наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования (пп. "а" п. 13 Положения). В целом штатная численность госюрбюро составляет 15 единиц, в числе которых начальник, его заместитель, бухгалтер, документовед. Следовательно, только 11 сотрудников - юрисконсультов - непосредственно оказывают юридическую помощь малоимущим гражданам.

 

Сотрудники госюрбюро оказывают следующие виды юридической помощи:

- консультации по правовым вопросам в устной и письменной формах;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- участие в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представление интересов граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

 

Таким образом, объем предоставляемой юридической помощи достаточно широк, однако ограничен сферой гражданско-правовых отношений.

 

Причиной проведения эксперимента, по информации Минюста России[4], стало "плачевное" положение с оказанием юридической помощи гражданам и необходимостью обеспечить доступность получения такой помощи каждому.

 

По результатам проведения эксперимента (во исполнение п. 10 Постановления Правительства РФ N 534 об обобщении результатов деятельности госюрбюро за 2006 год) Минюстом России была сформирована коллегия. Ею было объявлено решение "О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам"[5]. Коллегией дана высокая оценка деятельности государственного юридического бюро и принято решение о переходе к работе на постоянной основе.

 

Исходя из содержания выше указанных нормативных правовых актов, Президент РФ так же оценил значение деятельности Государственных юридических бюро для борьбы с коррупцией.

 

В настоящее время рассматривается проект Федерального закона о деятельности Государственного юридического бюро.

 

Какую же роль в деятельности по противодействию коррупции может сыграть Государственное юридическое бюро.

 

Как указывалось выше, гражданское общество не может быть сформировано без роста правосознания граждан, без их активного участия в жизни государства.

 

Только знающий свои права, юридически грамотный гражданин может правильно оценить происходящие политические и экономические события в государстве.

 

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям юридического бюро отнесены устные и письменные консультации, представительские функции в судебных органах, органах государственной власти, местного самоуправления. Но перечисленные полномочия прежде всего направлены на разъяснение гражданам их прав (как впрочем и обязанностей) и полномочий при защите прав, т.е повышение юридической грамотности населения.

 

Государство на пути по организации гражданского общества не зря создало такую структуру, как государственное юридическое бюро, которая не имея материальной выгоды от граждан и за счет бюджетных средств, помогает гражданам устранять нарушения их прав государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами. Видимо, исходя из такой позиции расширение государственных юридических бюро и включено в план по противодействию коррупции.

 

В своей повседневной жизни граждане сталкиваются с самыми различными проблемами, начиная от некачественных товаров, приобретенных у продавца, ненадлежащего качества услуг, незаконных действий организаций в сфере ЖКХ, заканчивая усыновлением детей и получением гражданства.

 

Каждый раз гражданин вынужден обращаться в тот или иной орган для устранения нарушения своих прав, получения необходимой информации для реализации своих прав.

 

В этом случае результат очень часто (если не всегда) зависит от правильно избранного пути, от соблюдения всех предусмотренных законом процедур.

 

В ФГУ «Государственное юридическое бюро по РК» граждане обращаются с самыми различными проблемами: за устными консультациями о наличии у них права, для оценки, нарушены ли их права действиями должностных лиц, и т.д., для составления письменных обращений, заявлений в компетентные органы, заявлений в судебные органы.

 

Хочу сразу высказать мнение о том, что при возникновении любого спора о праве, необходимости обратиться к чиновнику для разрешения какого либо вопроса, необходимо обратиться за консультацией к юристу, специалисту по теме вашего вопроса. Это позволит избежать гражданам длительных мытарств по кабинетам чиновников.

 

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда граждане самостоятельно «потолкались» в двери к чиновникам, суды, где получали отказы как в приеме заявлений, документов, так и получении благ, часто положенных им по закону.

У многих процедуры «хождений по мукам» продолжаются от 2-3х месяцев до нескольких лет.

Некоторым уже нельзя помочь, так как либо исчерпаны все предусмотренные законом способы защиты права, хотя право  остается нарушенным, либо уже пропущены все возможные процессуальные сроки. И осталось у них только много испорченных нервных клеток.

 

Тем же, кто после первой неудачной попытки обращаются к нам, при наличии на то оснований  добиваются необходимых результатов.

 

В каждом конкретном случае гражданам необходимо знать порядок обращения.

 

Если это касается обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то в соответствии со статьей 2 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

 

В соответствии со ст. 5 названного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Необходимо помнить, что обращаясь лично в государственный орган либо органы местного самоуправления при себе необходимо иметь заявление и копии необходимых документов для того, чтобы подать их на личном приеме. Устное (не зарегистрированное обращение) дает возможность чиновнику «забыть» о вашем обращении. Не смотря на то, что такое действие противозаконно, вы не сможете подтвердить тему вашего визита при возникновении спора. Тем более, что для обращения в уполномоченные органы (в том числе и в суд) для обжалования действия должностного лица необходимо подтверждение такого обращения и соответственно, нарушения права.

 

В 2006 году в юридическое бюро обратились граждане за юридической помощью по представлению их интересов в суде по иску Администрации г. Петрозаводска о выселении их из квартиры за неуплату услуг ЖКХ.

 

До обращения в госюрбюро дело уже рассматривалось в суде и граждане были выселены из жилого помещения. При этом суд вынес решение с нарушением ст. 90 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей при выселении за неуплату ЖКХ предоставление жилого помещения по договору социального найма. Гражданам была предоставлена комната в общежитии, и оно фактически были выселены в эту комнату. Квартира соответственно перешла в распоряжение Администрации.

 

В судебном заседании, как и следовало ожидать, Администрации было отказано в исковых требованиях. Но еще в течении полугода Администрация не возвращала квартиру гражданам, хотя вопрос о повороте исполнения судебного решения в соответствии со ст. 443 ГПК РФ был поставлен в суде.

 

Позиция Администрации была проста: в соответствии со статьей 443 ГПК РФ ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда. Так как с ответчиков ничего не взыскивалось, а произошло выселение, то и поворот судебного решения невозможен.

 

Тем не менее судья принял решение о повороте исполнения судебного решения, о возвращении гражданам квартиры. Налицо реализация судейского права на вынесение не только законного но и справедливого решения.

 

Налицо пробел в норме права, которым и пытался воспользоваться истец по делу.

 

Нельзя говорить о коррупции в приведенном судебном разбирательстве, так как в соответствии с определением коррупции, приведенном в Федеральном законе, преступным становится деянии при наличии определенных условий «........в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение выше указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».

 

Такого рода проблему Госюрбюро не устранить, так как это полномочия законодателя, также как и выявление коррупции, что является функцией соответствующих органов.

 

В статье использованы публикации В.М. Простовой, Соколова А.Н., Акимовой Н.В., А. Аринина

 


[1]  Антикоррупция: Президент Медведев предложил программу против коррупции // РГ. 2008. 5 июня

[2] Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий эффективности управления обществом: Монография

/ Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008. С. 34.

[3]  http://skavraz.rfn.ru

 

[4] Калиома Л. Минюст создает государственную адвокатуру // Известия. 2005. 17 марта // http://www.naryishkin.spb.ru/gazeta/26/s8.htm/.

[5] Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам": Приказ Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2007. N 8.

 

Главный специалист

Госюрбюро по РК

А.А.Рябухин